20:57 Фармацевтический рынок: минимум производства, максимум регулирования | |
Со следующего года вступают в силу новые правила регулирования цен на жизненно-важные лекарства. По плану правительства, это обеспечит их доступность для граждан страны. Но приведет ли новый порядок расчета цен к решению другой важной задачи - росту производства лекарственных средств на территории России? Как именно государство будет способствовать производству на территории России стратегически значимых лекарств, перечень которых подготовило Минздравсоцразвития? Не приведет ли повышенное внимание государства к фармрынку к исчезновению с аптечных полок дешевых лекарственных средств? Какие тенденции будут преобладать на фармрынке в следующем году, и какое влияние окажет госрегулирование цен на лекарства на темпы роста рынка? Ответы на эти вопросы искали эксперты на конференции, организованной информационной группой Finam.ru. Как считают специалисты, основной целью реформирования фармацевтического рынка является улучшение здоровья нации, и ее достижение потребует комплекса усилий во многих сферах. Вопрос производства лекарств в настоящий момент не является самым главным для российского фармацевтического рынка, считает генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма» Олег Фельдман: «В мире огромное количество производственных мощностей. Но новые производства, как правило, локально привязываются к территориям сбыта, которые, в свою очередь, определяются локальными рынками и системами их регулирования. Как показывает опыт, производить высококачественные лекарственные препараты пока удается не в России». Тем не менее, иностранные производители заинтересованы в развитии производства на территории РФ. «Политика государства, ориентированная на качественное развитие внутреннего производства, при условии ее эффективной реализации в среднесрочной перспективе будет стимулировать крупные транснациональные компании, заинтересованные в работе на перспективном российском рынке, к постепенной локализации производства», - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Иностранцы будут развивать в России производство лекарств только в случае, если они увидят доказательства развивающегося, правильно регулируемого рынка, добавляет г-н Фельдман: «В целом, наш рынок невелик для мировой фарминдустрии, но с большим потенциалом роста. Это и есть самая главная "завлекалочка". Трудно себе представить массовый приход иностранцев, но рост явно будет - четыре завода уже построены: часть в качестве внутреннего аванса - "веры в развитие рынка", но часть мощностей стоят незагруженными». Участники организованной «ФИНАМом» конференции не исключают возможности появления новой госкорпорации в сфере производства и сбыта лекарственных препаратов. Именно это могло стать одной из причин внезапного усиления внимания чиновников к рынку. Г-н Фельдман считает: «Как показывает практика, госкорпорации не очень эффективны, когда их бизнес связан с необходимостью развертывания всей цепочки бизнес-процессов. Но в ряде локальных сегментов работу госкорпорации можно выстроить, при условии устранения коррупции, которая будет очень локализована в этом случае. Например, программу "7 нозологий" можно отдать госкорпорации». В случае создания госкорпорации иерархия ее интересов будет явно не в пользу потребителей лекарств, уверена исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Более категоричен генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк: «Госкорпорации давно показали свою "эффективность", и это открыто признали руководители государства. Если есть цель по уничтожению рынка как такового, то надо создать госкорпорацию». Российский фармацевтический рынок нуждается в системе реформ, считает директор по исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: «Во главу угла необходимо поставить цель - улучшение здоровья нации. Эту стратегическую цель надо разделить на подцели, которые будут в себя включать социальный, медицинский, фармацевтический и промышленный аспекты. Самая сложная, на мой взгляд, но такая необходимая - это реформа лекарственного обеспечения. Переход на принципы страхового лекарственного обеспечения позволит гражданам России получать базовую лекарственную терапию бесплатно, фармкомпаниям - работать более в прозрачном рынке, а государству будет очевиден эффект, выраженный в увеличении продолжительности жизни населения и появлении свободного рынка». Высказали свое мнение участники и о регулировании цен на лекарственные препараты, которое, по их мнению будет негативно для отечественных фармацевтических компаний и аптек. Контроль над ценообразованием может быть полезен, но только в том случае, если его принципы будут едины для всех участников рынка. Более жесткое ценовое регулирование рынка лекарственных средств негативно отразится на российских производителях. «Отечественный фармпром до недавнего времени был ориентирован на выпуск устаревших лекарств массового спроса. Только сегодня на государственном уровне произошло важное понимание, что надо поднимать отечественное производство. Ужесточение регулирования всегда отражается на рынке. И всегда - подчеркну, всегда - страдает самый слабый, самый незащищенный. Российский производитель сегодня в менее выгодном положении. Его позиция находится в более рисковой зоне, у него нет мощной финансовой подушки, он ограничен в кредитовании и т.д.», - отметил директор по исследованиям компании «Фармэксперт». Похожей точки зрения придерживается и Максим Клягин: «Крайне высокий уровень зависимости российского рынка ЛС от импорта (на долю продукции внутреннего производства приходится только около 25% рынка в денежном выражении) связан, прежде всего, со сравнительно низкой эффективностью внутреннего производства, невысоким развитием индустрии в целом. Исправление подобных дисбалансов возможно только по мере качественного роста объемов производства, развития инновационных технологий. Мы сомневаемся, что меры исключительно административного регулирования могут способствовать кардинальному улучшению ситуации». Еще одно негативное последствие регулирования цен на фармацевтические препараты может быть связано с сокращением количества аптек. Е. Неволина опасается, что больше других пострадают торговые точки в местах с низким пешеходным или транспортным трафиком: «Это приведет к тому, что в ряде локальных мест аптечных точек не останется вовсе. Это, безусловно, затруднит получение своевременной лекарственной помощи некоторым группам потребителей». Генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма» Олег Фельдман соглашается, что аптек может стать меньше из-за негативного влияния регулируемой наценки на доходность бизнеса, однако добавляет: «Затем все равно количество аптек стабилизируется. Оно в принципе, не может колебаться в широком диапазоне». Сокращение участников рынка ожидается и в оптовом звене, но оно будет, скорее, позитивно. «Есть возможность, например, в оптовом звене сделать 30%, так все участники этого этапа в товаропроводящей цепочке "пилят" этот пирог, но, повторюсь, что в подавляющем большинстве случаев их действия законны. В РФ - более 1000 оптовиков. Если бы этих участников было бы меньше (например, в США - всего 40 дистрибуторов на рынок с объемом более 800 млрд. долл.), то оставшиеся участники вполне могли бы обходиться наценкой в 10-15, максимум 20%», - рассказал г-н Мелик-Гусейнов. Впрочем, контроль над ценообразованием на лекарства может быть полезен. «Участники фармацевтического розничного рынка согласны с тем, что регулировать цены на ЖНВЛС нужно, при этом некоторые отмечают необходимость применения единой цены на всей территории РФ. Правда, много вопросов вызывает сам Перечень ЖНВЛС и принцип включения туда ряда медикаментов. Но, к сожалению, сегодня в 65 регионах цены регулируются на весь ассортимент товаров, продаваемых в аптеках (лекарства не ЖНВЛС, медизделия, детское питание и т.п.), при этом если этот ассортимент продается в других торговых точках, то там возможно свободное ценообразование на этот товар. Вот такая дискриминационная политика регулирования», - отметила Елена Неволина. | |
|
Всего комментариев: 0 | |